Конкурс "Мир глазами детей"

Конкурс
Литература для чтения летом

Инновационная деятельность

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение, изменение,  обновление) деятельность по созданию, освоению,  использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.

Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах  обучения  и воспитания.

Различаются следующие новшества:

  • по предмету изменений (цели, условия, формы организации образовательного и управленческого процессов в школе);
  • по глубине преобразований (модифицирующие - обеспечивающие усовершенствование, частичное изменение; комбинированные – новое сочетание традиционных элементов;  радикальные – принципиально новые);
  • по масштабности (локальные - частичные изменения в технологии; модульные – целостные изменения в какой-либо из подсистем школы; системные – перестройка всей школы на основе новой идеи);
  • по ресурсоемкости (объем материальных, временных, интеллектуальных и иных затрат, необходимых для внедрения);
  • по уровню разработанности (полностью подготовленные – прошедшие апробации и недостаточно подготовленные новшества).

Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем:

  • инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
  • использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;
  • внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.

Направления инновационной деятельности:

  • совершенствование содержания образования;
  • изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
  • создание системы работы с одаренными детьми;
  • совершенствование системы управления;
  • информатизация образовательного процесса.

 

В лицее разработана и успешно реализуется инновационная образовательная и управленческая модель «Интеграция образовательных систем – путь повышения качества образования», в основе которой лежит идея комплексного обучения, где интеграции – как важный дидактический принцип, определяющий организацию образовательных систем. Интегративный подход признается сегодня главенствующим при решении разнообразных и разномасштабных социальных проблем.

Интеграция общего образования, дополнительного образования и образовательного потенциала социума ведет к созданию новой образовательной среды (интегративной, развивающей, корпоративной), в которой действует, живет, творит и учится ребенок.

Основными задачами управления функционированием и развитием лицея являются:

  • Формирование модели управления на основе интегративно-вариативного подхода, инновационного менеджмента, принципов социального проектирования различных моделей социального партнёрства в условиях государственно-общественного управления 
  • Организационное обеспечение функционирования модели «лицей – колледж – вуз».
  • Обновление содержания образования на основе реализации принципов предпрофильного и профильного обучения.

Данная модель транслируется слушателям курсов повышения квалификации (руководителям органов управления образования, директорам и заместителям директора  образовательных организаций), участникам Президентской программы подготовки управленческих кадров, участникам стажировок, осуществляемых в рамках профессиональной переподготовки.

За период с 2015 по 2020 год лицей организовал и провел более 40 стажировок

На базовой площадке проходят стажировку педагогические и руководящие работники Ростовской области, Республики Крым, Республики Адыгея, Республики Калмыкия, Республики Кабардино-Балкария, Краснодарского и Ставропольского краев, городов Севастополь и Санкт-Петербург.

Лицей является участником регионального проекта «Школа эффективного управления», работает по проблеме «Многофакторный мониторинг качества образования».

Получение статуса муниципального методического ресурсного центра стало результатом активной инновационной деятельности лицея в образовательном пространстве города Ростова-на-Дону и Ростовской области.

 

 

Сведения об экспериментальных, пилотных площадках, инновационных проектах МАОУ «Лицей № 11» в 2020-2021 учебном году:

1. Муниципальный методический ресурсный центр, (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области  №731 от 27.11.2014 г.) 

Ответственный за реализацию  Третьяков Н.В. заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания.

Участие в работе муниципального и регионального проекта «Школа эффективного управления» по проблеме многофакторный мониторинг качества образования. Проведение  на базе ММРЦ круглого стола «Направление совершенствования муниципальной системы образования в контексте стратегии  развития города Ростова-на-Дону», межрегионального совещания «Вариативные модели обучения русскому языку в полиэтническом пространстве», в раках реализации ФЦП «Русский язык на 2016-2020 годы». Организация и проведение семинаров по проблемам информатизации, управления качеством образования.

2. «150 культур Дона» - региональная пилотная площадка по реализации этнокультурного проекта  (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 256 от 14.04.2016 г.)

Ответственные за работу площадки Харченко О.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе и Семенова А.В., педагог дополнительного образования.

С 2016 года лицей принимает участие в реализации образовательного этнокультурного проекта «150 культур Дона», который призван воспитать у детей с раннего детства уважения к культурам народов и этносов, проживающих в Ростовской области.

В рамках работы пилотной площадки лицеисты и педагоги приняли участие в следующих мероприятиях:

  • Чемпионат по этноспортивным играм в лицее;
  • конкурс на лучший конспект интерактивного урока "Атлас национальных культур Дона";
  • Областной конкурс интерактивных уроков;
  • театральный фестиваль "Золотые зерна", было представлено6 спектаклей по белорусским народным сказкам;
  • Конкурс рисунков
  • Фестиваль «Народов Дона дружная семья».

3. Региональный пилотный проект по здоровьесбережению (приказ Управления образования города Ростова-на-Дону № 34 от 21.01.2013 г)

Ответственный за работу площадки Буласко Л.Ю., заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

МАОУ «Лицей №11» тесно сотрудничает с Региональным центром здоровьесбережения в сфере образования (РЦЗСО) и осуществляет мониторинг здоровьесберегающей деятельности по направлениям:

- медицинский мониторинг-мониторинг показателей здоровья обучающихся средствами АПК «АРМИС»: всего за 7 лет проведено 4708 обследований);

- психологический мониторинг – выполнение программы компьютеризированного мониторинга социально-психологических показателей учащихся.

- психологический мониторинг – компьютеризованный социально-психологических показателей

- педагогический мониторинг здоровьесберегающей деятельности.

В 2017 году МАОУ «Лицей № 11»  получил СЕРТИФИКАТ члена Российской сети школ здоровья I уровня «Школа, содействующая укреплению здоровья» (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «НМИЦ здоровья детей» г. Москва; №21 от 27.11.2017г)

4. «Школа – участница ФИП «Школьная лига РОСНАНО» - федеральная инновационная площадка (приказ Министерства образования и науки РФ №430 от 04.06.13 г. и протокол решения Экспертного совета АНПО «Школьная лига РОСНАНО» от 03.10.16 г.)

Ответственный за работу площадки Рогова Д.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

С 2014 года лицей принимает активное участие в реализации федеральной образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО». В июне 2016 года лицей стал школой – участником лиги, а в октябре 2016 года получил статус Федеральной инновационной площадки «Школа участница ФИП «Школьная лига».

Основные направления реализации проекта – это повышение эффективности образовательного процесса, технологическое совершенствование механизма обучения, систематизация методик преподавания естественнонаучных дисциплин, систематизация инновационного  опыта с целью формирований единой концепции внедрения образовательных инноваций в учебный процесс.

Ежегодно Школьная лига проводит осеннюю и весеннюю сессию программы «Школа на ладони» в рамках которой обучающимся предлагается на выбор около 25 проектно-исследовательских задач.

5. Областная инновационная площадка «15 IT-школ».

Ответственный за работу площадки Рогова Д.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Цели проекта:

1. Создание и развитие информационно-технологического профиля для 10-х, 11-х классов лицея в сотрудничестве с ООО «1С-Гэндальф» и  ЧОУ ДПО «1С-Образование». Совместная разработка методического сопровождения образовательного процесса в части изучения ИТ-дисциплин.

2. Вовлечение обучающихся в проектную и олимпиадную деятельность по информатике и ИТ. Организация углубленного изучения программирования и ИТ-технологий.

3. Профессиональная ориентация школьников в интересах ИТ-отрасли РФ.

4. Организация информационного сопровождения выбора школьников траекторий дальнейшего обучения

В текущем учебном году были получены следующие результаты:

В рамках проекта в МАОУ «Лицей № 11»  создан 10 класс информационно-технологического профиля, в  образовательную программу которого включено изучение математики и информатики на профильном уровне, организовано обучение по программам дополнительного образования: кружок «Программирование в алгоритмах», кружок «Физика плюс», кружок «Дискретная математика». Обучающиеся профильного IT-класса на протяжении всего года успешно участвовали в тематических конкурсах и олимпиадах.

6. Проект «УчимЗнаем – Ростовская область».

Областная пилотная площадка по проектированию и внедрению образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях

(приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №69 от 08.02.2018г., приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №126 от 28.02.2018г., приказ Управления образования города Ростова-на-Дону №УОПР - 149 от 22.03.2018г.)

Ответственный за реализацию пилотной площадки Рогова Д.В. заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Миссия лицея заключается в создании учебно-воспитательной практики полноценного образовательного пространства в условиях стационара лечебно-профилактического учреждения, в котором длительно находятся тяжелобольные дети. Важным компонентом данной работы является разработка региональной модели госпитальной педагогики и внедрение механизмов преодоления административных барьеров для её распространения в субъектах Российской Федерации. С момента открытия 14 марта 2018 года было зачислено 7 детей 1-6 классов, обучение которых ведется по индивидуальным рабочим планам с использованием электронных, дистанционных ресурсов, здоровьесберегающих технологий и элементов смыслодидактики. Для ребят организуются тематические мероприятия, предметные консультации, занятия декоративно-прикладным, изобразительным искусством, театральная студия, литературный кружок и другие формы урочной и внеурочной деятельности.

В 2019-2020 учебном году помимо площадки на базе ОДКБ, открыт второй филиал подразделения «УчимЗнаем» - на базе Ростовского научно-исследовательского онкологического института.

Всего на протяжении 2019-2020 учебного года 22 ребенка были зачислены в проект, в мероприятиях госпитальных педагогов приняли участие более 200 ребят, проходящих лечение в стационаре. Было установлено активное взаимодействие с социальными партнерами, в том числе, с Донской государственной публичной библиотекой, с проектом «Умный Ростов» и т.д.

7. Проект «Развитие кадрового потенциала лицея посредством сетевого взаимодействия с учреждения образования, науки и культуры в условиях реализации Национальной системы учительского роста» - областная инновационная площадка (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №419 от 07.06.2019 г.).

Ответственные за работу площадки Д.В.Рогова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Л.Е.Согомонова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Главным достижением процесса реализации проекта в 2019-2020 учебном году стала абсолютная победа Лицея во всероссийском конкурсе «Школы – лидеры качества образования».

Конкурс организован в рамках всероссийского проекта «Вектор качества образования» Российским государственным педагогическим университетом имени А.И. Герцена и редакцией российского научно-методического журнала «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования».

Лицей №11 представил «Модель внутрилицейской системы профессионального роста и развития кадрового потенциала педагогов» и убедительно доказал успешность и эффективность ее применения при решении задач многовариативности профессионального развития педагогов.

Сочетание теоретических подходов к построению Концепции внутрилицейской системы профессионального роста и развития педагогов, ключевых идей и принципов организации практической деятельности по ее реализации обеспечили высокий уровень профессионализма педагогов Лицея и качество образования обучающихся, подтвержденное мониторинговыми процедурами международных исследований PISA и национальных исследований качества образования.

8. Проект «Электронная образовательная среда» - областная пилотная площадка (приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.06.2018 № 512)

  Ответственные за работу площадки Гришечкин Д.Г., заместитель директора по УВР, Майборода Т.А., учитель  русского языка и литературы, председатель НМС лицея.

  Понятие электронно-образовательной среды (ЭОС) включает в себя целый комплекс ресурсов и средств современного пространства образовательного учреждения, которые определяют успешность и эффективность его деятельности.

Одним из путей развития системы повышения качества образования и организации равного доступа для всех категорий обучающихся к образовательному контенту является использование ресурсов образовательных платформ, а также дистанционных форм обучения и электронных носителей УМК, электронных форм учебников (ЭФУ).

В рамках реализации деятельности пилотной площадки предполагается организация обучающих семинаров с учителями школы, использование материалов ЭОС «Русское слово» и «Российский учебник» как учителями, так и учениками лицея.

9. Проект «Математическая вертикаль» - муниципальный проект.

Ответственный за реализацию Пиляй И.В., учитель математики.

Задачи проекта охватывают как обновление содержательной части, так и разнообразие форм популяризации математических знаний. Повышение уровня математического образования не только улучшает рейтинговые позиции школ, но и выполняет социальный заказ общества. К 2025 году более половины перспективных профессий в городе будут требовать хорошей математической подготовки.

Муниципальный проект «Математическая вертикаль» был запущен в 2018-2019 учебном году именно для реализации этих целей и задач. В проекте задействованы все уровни общего образования, начиная с дошкольного, а также проводятся мероприятия для педагогов и методистов, руководителей методических объединений.